4.1. Используемые методы обучения и воспитания
25.02.2025
Методы обучения и воспитания.
15.10.2025
В своей
педагогической практике я активно внедряю и апробирую интегрированный подход,
основанный на проектной деятельности, использовании интерактивных лепбуков и
широких возможностях нарративной педагогики.
Актуальность
выбранных методов обусловлена необходимостью формирования у детей дошкольного
возраста не только базовых знаний и навыков, но и таких качеств, как
критическое мышление, креативность, умение работать в команде и свободно общаться.
Эти компетенции являются фундаментом для успешной адаптации и развития в
современном обществе.
Суть моего
подхода:
1. Проектная
деятельность. Организация образовательного процесса через реализацию
тематических проектов, которые позволяют детям погрузиться в изучение
конкретной темы, самостоятельно искать ответы, планировать действия,
экспериментировать и представлять полученные результаты. Это способствует
развитию инициативности, самостоятельности, навыков целеполагания и решения проблем.
•
Пример: Проект «Маленькие финансисты: Учимся копить и тратить с умом», где
дети не просто знакомятся с базовыми понятиями финансовой грамотности, такими
как деньги, их функции, различия между желаниями и потребностями, а также
основами накопления и разумной траты, но и анализируют сконструированные
ситуации выбора и принятия решений в повседневной жизни. Учатся планировать
покупки и распределять условный бюджет, а также находят способы достигать
поставленных финансовых целей. Они создают макеты собственных магазинов или
банков, разнообразных копилок для сбережений, игровых денежных единиц и витрин
с товарами, рисуют деньги будущего, и, что особенно важно, учатся обобщать и
представлять полученный опыт перед сверстниками, аргументируя свои решения и
идеи.
2.
Использование интерактивных лэпбуков – тематических интерактивных папок-раскладушек,
для систематизации знаний и закрепления изученного материала. Разработанные
мной лэпбуки представляют собой многофункциональные дидактические пособия, в
которых информация по одной теме представлена в различных форматах. И способствует
развитию мелкой моторики, логического мышления, креативности, навыков
классификации и обобщения, а также стимулирует речевую активность и
самостоятельность в освоении материала.
•
Пример. Лэпбук «Защитники отечества», направлен на формирование
патриотических чувств. Дети начинают осознавать значимость защитников своей
страны, что способствует развитию гордости за свою Родину. Патриотизм в раннем
возрасте закладывает основу для формирования гражданской ответственности в
будущем. Данный лэпбук служит дополнительным дидактическим и наглядным
материалом к серии информационных бесед по теме "Защитники Отечества"
в ходе которых дети знакомятся со значимыми событиями, культурными традициями и
историческими личностями. Это расширяет их кругозор и помогает понять, как
история влияет на современность.
3. Нарративная
педагогика. Это направление является ключевым для развития связной речи,
воображения, эмоционального интеллекта и формирования нравственных ценностей. В
своей работе я активно использую:
•
Технологию сторителлинга, для создания и рассказывания историй, сказок. Данная
технология позволяет детям усваивать социальные нормы, прорабатывать различные
жизненные ситуации в игровой форме, развивать навыки эффективного общения,
совершенствовать речевые возможности детей, стимулировать творческое
высказывание.
•
Использование пословиц и поговорок через создание басен. Особое внимание
уделяется развитию речевых способностей и нравственному воспитанию детей через
применение методики "превращения" пословиц и поговорок в басни. Это
помогает детям не только глубже понять их смысл и усвоить нравственные уроки,
но и значительно обогащает словарный запас, учит строить сложноподчинённые
предложения, использовать образные слова и развивает способность к творческому
высказыванию. Разработанный алгоритм создания таких басен может быть успешно
применён как педагогами, так и родителями.